МБОУ СОШ №3 г. Кашина, Тверской области
Фотоколладж - нет поддержки подключаемых модулей

 Вторая (математическая) образовательная сессия 
школьного научного общества "НИКА"
        
        30 октября в школе проходила Вторая (математическая) образовательная сессия. Шесть педагогов-игротехников и 24 юных математика участвовали в интеллектуальной игре под названием «Весы». Напомним, что идея проведения образовательных сессий в школе была позаимствована у авторов проекта «Вертикаль», реализованного в ЦО «Измайлово» г.Москвы, в школе №4 г. Мегиона и школе №25 г.Воскресенска.
       Во вступительном докладе было сказано, что язык, которым пользуются современные математики – довольно молодой. Совершенно иными были математические знаки, которыми пользовались Диофант Александрийский, или – человек, давший название алгебре – аль Хорезми. Ребятам – лучшим математическим умам основной школы – было предложено создать свой математический язык и объяснить с его помощью задачи и уравнения.

Поджигаем

Качается !!!
 
Качается ...

       Создано было три группы под руководством учителей. Ребята, имеющие разный математический опыт, были поровну распределены по группам. Кстати, оказалось, что большинство «математических умов» принадлежат мужчинам… Каждая группа начала свою работу с эксперимента – удивительного, почти мистического, но – напрямую связанного с главной идеей игры – весами. Свеча, ровно посередине проткнутая спицей, была уравновешена и подожжена с двух концов. Теоретически ничего не должно было произойти – равновесие не могло быть нарушено, но в реальности через 2-3 минуты свеча начинала ритмично раскачиваться. Этот феномен необходимо было объяснить с помощью схемы. У двух групп получились скорее рисунки, а вот третья группа вообще обошлась без графической модели, представив вместо неё стихи. Они стали итогом обсуждения причин качания свечи.
 
Это должна быть схема
 
... а получается рисунок.
 
Алгебру можно проверить гармонией!
Мы подожгли один конец свечи,
За ним – второй. И тут же заструился
С другого воск. Второй же припозднился,
И свечка закачалась. В чем причина?
И мы нашли ответ, всё очень просто!
А дело было в первой капле воска!
(Маргарита Скворцова)
  
         Образ весов – символ стремления к равновесию – дал идею для объяснения способа решения задач и уравнений новым языком.
Одна группа под руководством Елены Вячеславовны Кулишкиной и Анатолия Александровича Прокудина решала задачу «про карандаши и ручки»:
         Ира и Таня покупали в магазине карандаши и ручки. Ира купила 6 ручек и 4 карандаша. Тана купила 5 ручек и 5 карандашей, причем каждый карандаш стоил 1,5 тысячи рублей. У Иры денег на покупку не хватило, ей пришлось занять у Тани 3 тысячи рублей. Сколько у девочек было денег первоначально, если в результате они потратили одинаковую сумму? Язык для объяснения хода решения этой задачи включал в себя символ весов, плюсики и палочки. Наглядность помогла понять решение даже математическому «чайнику» (в этой роли выступала Голубева Т.М.)
         Второй группе под руководством Татьяны Владимировны Соколовой и Анастасии Викторовны Ромашовой досталась задача «про пчел»:
         Сильная пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчел и собирает за сезон 150 кг мёда. Сколько добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть семейства занята другими делами? Для решения этой задачи группа использовала идею весов и свои знаки – большая бочка и маленькие ведерки. Но был предложен и иной способ – с другим графическим изображением. «Чайник» всё понял!
Третья группа трудилась под руководством Татьяны Алексеевны Анкудиновой и Ларисы Анатольевны Удаловой. Им надо было решить уравнение.
          3Х + 2 = 2Х + 4
 
Решаем задачу
 
Свой способ
         В качестве новых языковых единиц ребятами были предложены предметы – кубики и цилиндрики. Решение оказалось настолько наглядным, что с ним справились не только несведущий «чайник», но и девочки-шестиклассницы, которые с такими уравнениями на уроках еще не сталкивались.
 
Изобретаем новый язык
 
Играем в кубики
 
Новый язык - бочка и ведра

Новый язык - палочки и плюсики 
 
Новый язык - цилиндрики и кубики
         Для закрепления – как на уроке – для младших игроков были предложены два уравнения (одно – с подвохом), а для старших – система уравнений. Пришлось изобрести новые знаки, но с задачей справились все.
 
Коварные вопросы

        Все получили Свидетельства об участии во Второй (математической) образовательной сессии из рук Президента школьного научного общества НИКа Светланы Валентиновны Галкиной.
        Учителя-игротехники отметили достоинства и недостатки игры.
        К плюсам были отнесены:
 1. Возможность творческого подхода к решению задач и уравнений
 2. Наглядность, увлекательность
 3. Формирование умения работать в команде
       Среди отмеченных проблем были названы:
 1. Неодинаковый уровень мотивации участников
 2. Трудность вовлечь в коллективную работу «гениальный математический ум», стремящийся к индивидуальному способу решения
        В целом игра прошла динамично, активно, полезно. Прав был один из участников, произнесший: «Оказывается, Математика – это весело!!!»
Первая образовательная сессия >>> 
        
Т.М.Голубева
 
  Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

ssf79  2011-2015