30 октября в школе проходила Вторая
(математическая)
образовательная сессия.
Шесть педагогов-игротехников
и 24 юных математика
участвовали в
интеллектуальной игре под
названием «Весы». Напомним,
что идея проведения
образовательных сессий в
школе была позаимствована у
авторов проекта «Вертикаль»,
реализованного в ЦО
«Измайлово» г.Москвы, в
школе №4 г. Мегиона и школе
№25 г.Воскресенска.
Во вступительном докладе было сказано, что
язык, которым пользуются
современные математики –
довольно молодой. Совершенно
иными были математические
знаки, которыми пользовались
Диофант Александрийский, или
– человек, давший название
алгебре – аль Хорезми.
Ребятам – лучшим
математическим умам основной
школы – было предложено
создать свой математический
язык и объяснить с его
помощью задачи и уравнения.
Поджигаем |
Качается !!! |
Качается ... |
Создано было три группы под руководством
учителей. Ребята, имеющие
разный математический опыт,
были поровну распределены по
группам. Кстати, оказалось,
что большинство
«математических умов»
принадлежат мужчинам… Каждая
группа начала свою работу с
эксперимента –
удивительного, почти
мистического, но – напрямую
связанного с главной идеей
игры – весами. Свеча, ровно
посередине проткнутая
спицей, была уравновешена и
подожжена с двух концов.
Теоретически ничего не
должно было произойти –
равновесие не могло быть
нарушено, но в реальности
через 2-3 минуты свеча
начинала ритмично
раскачиваться. Этот феномен
необходимо было объяснить с
помощью схемы. У двух групп
получились скорее рисунки, а
вот третья группа вообще
обошлась без графической
модели, представив вместо
неё стихи. Они стали итогом
обсуждения причин качания
свечи.
Это должна быть схема |
... а получается рисунок. |
Алгебру можно проверить гармонией! |
Мы подожгли один конец свечи,
За ним – второй. И тут же заструился
С другого воск. Второй же припозднился,
И свечка закачалась. В чем причина?
И мы нашли ответ, всё очень просто!
А дело было в первой капле воска!
(Маргарита Скворцова) |
Образ весов – символ стремления
к равновесию – дал идею для
объяснения способа решения
задач и уравнений новым
языком.
Одна группа под руководством
Елены Вячеславовны
Кулишкиной и Анатолия
Александровича Прокудина
решала задачу «про карандаши
и ручки»:
Ира и Таня покупали
в магазине карандаши и
ручки. Ира купила 6 ручек и
4 карандаша. Тана купила 5
ручек и 5 карандашей, причем
каждый карандаш стоил 1,5
тысячи рублей. У Иры денег
на покупку не хватило, ей
пришлось занять у Тани 3
тысячи рублей. Сколько у
девочек было денег
первоначально, если в
результате они потратили
одинаковую сумму?
Язык для
объяснения хода решения этой
задачи включал в себя символ
весов, плюсики и палочки.
Наглядность помогла понять
решение даже математическому
«чайнику» (в этой роли
выступала Голубева Т.М.)
Второй группе под руководством
Татьяны Владимировны
Соколовой и Анастасии
Викторовны Ромашовой
досталась задача «про пчел»:
Сильная пчелиная
семья насчитывает 80 тысяч
пчел и собирает за сезон 150
кг мёда. Сколько добывает
каждая рабочая пчела, если
учесть, что 1/16 часть
семейства занята другими
делами?
Для решения этой задачи
группа использовала идею
весов и свои знаки – большая
бочка и маленькие ведерки.
Но был предложен и иной
способ – с другим
графическим изображением.
«Чайник» всё понял!
Третья группа трудилась под
руководством Татьяны
Алексеевны Анкудиновой и
Ларисы Анатольевны Удаловой.
Им надо было решить
уравнение.
3Х + 2 = 2Х + 4
Решаем задачу |
Свой способ |
В качестве новых языковых
единиц ребятами были
предложены предметы – кубики
и цилиндрики. Решение
оказалось настолько
наглядным, что с ним
справились не только
несведущий «чайник», но и
девочки-шестиклассницы,
которые с такими уравнениями
на уроках еще не
сталкивались.
Изобретаем новый язык |
Играем в кубики |
Новый язык - бочка и ведра |
Новый язык - палочки и плюсики |
Новый язык - цилиндрики и кубики |
Для закрепления – как на уроке
– для младших игроков были
предложены два уравнения
(одно – с подвохом), а для
старших – система уравнений.
Пришлось изобрести новые
знаки, но с задачей
справились все.
Коварные вопросы |
Все получили Свидетельства об участии
во Второй (математической)
образовательной сессии из
рук Президента школьного
научного общества НИКа
Светланы Валентиновны
Галкиной.
Учителя-игротехники отметили
достоинства и недостатки
игры.
К плюсам были отнесены:
1. Возможность творческого подхода к решению задач и уравнений
2. Наглядность, увлекательность
3. Формирование умения работать в команде
Среди отмеченных проблем были названы:
1. Неодинаковый уровень мотивации участников
2. Трудность вовлечь в коллективную работу «гениальный математический ум»,
стремящийся к
индивидуальному способу
решения
В целом игра прошла динамично,
активно, полезно. Прав был
один из участников,
произнесший: «Оказывается,
Математика – это весело!!!»