18 и 19 сентября в
школе проходила Первая (метапредметная)
образовательная сессия
членов школьного научного
общества «НИКа».
Идея проведения образовательных
сессий в школе была
позаимствована у авторов
проекта «Вертикаль»,
реализованного в ЦО
«Измайлово» г.Москвы, в
школе №4 г. Мегиона и школе
№25 г.Воскресенска. Условия
проведения сессий были
приведены в соответствие с
особенностями нашего
школьного коллектива – и
учительского, и
ученического.
Главным принципом проекта, давшим название
«Вертикаль», является
принцип создания
разновозрастных групп для
коллективной работы. Второй
принцип, пришедший от
авторов «Вертикали» -
соревновательность. Первая
образовательная сессия
представляет собой конкурс
рефератов. Третий принцип
отражает проектный характер
работы – принцип новизны
создаваемого продукта.
На первом организационном собрании члены
научного общества получили
информацию о содержании
работы и о том, с кем из
учителей можно эту работу
осуществить. Группы учителей
были определены заранее.
Ученики записались в группу
тех преподавателей, с
которыми им хотелось бы
работать. Однако
получившийся список страдал
явными перекосами – по
возрасту, полу, опыту
исследовательской работы
ребята не создали
равнозначных коллективов.
Пришлось вмешаться в процесс
и отрегулировать состав
групп так, чтобы в каждой
были представлены старшие и
младшие, новички и опытные
исследователи, мальчики и
девочки. Списки групп были
размещены на стенде научного
общества.
Затем был составлен список
рекомендуемых для
исследования тем. Они
формулировались таким
образом, чтобы название не
содержало в себе проблемы,
но – позволяло бы проблему
(и – не одну!) выявить и
сформулировать
самостоятельно.
Предлагались такие темы:
1. Русские немцы
2. Пейте, дети, молоко!
3. Искусство создания книги
4. Разноцветные моря
5. Свет в доме
6. Кодекс чести рыцарей
средневековья
7. Театральная маска
8. Музыкальные династии
9. Родственники Бабы Яги
10. Семь чудес света
В понедельник, 14 сентября, темы были
объявлены, а во вторник
каждая группа выбрала ту
тему, которая ей показалась
наиболее перспективной.
Первая группа стала
заниматься исследованием
молочной темы, вторая –
театральными масками, а
третья – светом в доме. В
среду и четверг (16 и 17
сентября) участники сессии
штурмовали библиотеки с
целью набрать как можно
больше информации по своей
теме. Объем запросов на
поиск в интернете тоже
многократно увеличился.
И вот – наступила пятница. В 15.00
все участники собрались в
кабинете истории на открытие
активной фазы сессии. Еще
раз проговорили, что значит
– исследование, каковы
критерии оценки рефератов,
кто входит в состав жюри.
Сюрпризом для участников
стала подготовленная
Евгением Батовым и Татьяной
Михайловной песня:
Что такое осень? - это школа.
Встречи, радость, грусть, воспоминания.
Школа открывает нам тернистый путь познанья.
Всё серьёзно, а не для прикола.
Что такое школа? - это знанье,
Знанье обо всём, что окружает.
Знание о том, о чем еще никто не знает,
Сможем всё, лишь было бы желание
Осень. Школа. НИКа. Друзья.
Каждый - гений: ты, он и я.
Чтоб в науке слово сказать,
Надо с чего-то начать.
Осень.Школа. Ника. Друзья.
Каждый - гений, ты, он и я.
Прочь унынье, лень и печаль!
Осень - светлая даль.
|
Затем – три часа активной работы по
группам. В этот день надо
было обобщить собранную
информацию, выявить
проблему, продумать план
изложения, и даже - написать
основной текст реферата.
Трудились все – и вместе, и
индивидуально, но – на общий
результат. Вот они, юные
исследователи:
1 группа - "Пейте, дети,
молоко!":
Игротехники – С.В.Галкина и М.П.Урядченко
Карина Кононова, Дарья Быкова - 7 класс
Оксана Кузнецова Валерия Козликова - 9 класс
Настя Степанова - 6 класс |
2 группа - "Театральная маска":
Игротехники - Е.А.Кузнецова, С.В.Шиняева, Н.Б. Дуничева,
Светлана Кожинова - 10 класс
Ксения Федорова - 9 класс
Ксения Грицанова Александр Рагузин, Рафаэль Коневский - 7 класс
Алина Медведева, Надя Новожилова, Ирина Кабанова - 6 класс. |
3 группа - "Свет в доме":
Игротехники - Т.М.Голубева, Д.С.Пестова
Илья Игнатенков - 10 класс
Евгения Лебедева - 9 класс
Михаил Тучков - 8 класс
Софья Доманова - 7 класс
Полина Сударикова, Илья Козлов, Ксения Спыну, Виолетта Воронина - 6 класс |
|
|
Утром в субботу работа продолжилась. За три часа
надо было завершить работу
над текстом реферата,
написать введение и
заключение, составить списки
источников, оформить
титульные листы. Всё это
следовало предоставить на
суд жюри. А ещё надо было
подготовиться к публичной
защите своего исследования.
В 12.00 свои места в классе
заняли члены жюри: Елена
Юрьевна Морозова -
ответственный секретарь «Кашинской
газеты»; Александр Сергеевич
Голубев – историк, Анатолий
Александрович Прокудин –
физик. Свое решение о лучшем
реферате они должны были
принять, оценивая работу
участников по таким
критериям:
1. Соответствие содержания реферата его теме
2. Соблюдение требований к оформлению реферата
3. Формулировка проблемы
4. Новизна содержания
5. Количество источников
6. Уровень представления результатов
Лучшим рефератом стало исследование первой группы
– «Пейте, дети, молоко!» (29
баллов). Была проделана
огромная и разнообразная
работа: проведен опрос среди
учеников школы, подобраны
статистические данные,
найдены химические
характеристики молока и даже
подобраны видеоряд и музыка
для презентации. Проблема
заключалась в том, чтобы
разобраться – какое молоко
полезнее всего для детей?
Оказалось, что – козье.
Две другие команды получили по 28 баллов. Тема
«Театральная маска» была
рассмотрена с точки зрения
совпадения типов масок и
архетипов театральных пьес.
В защите серьезные
теоретические выкладки и
многочисленные литературные
примеры были смягчены
реальными масками,
изготовленными членами этой
группы.
Третья группа попыталась понять, какой из
выделенных ею семи этапов в
развитии искусственного
освещения можно считать
революционным? Были
определены четыре критерия
оценки, и анализ каждого
этапа показал, что
принципиально новым стало
освещение дома только с
момента появления
электричества.
Жюри вручило всем участникам
сертификаты, победителям –
грамоты и шоколад, чтобы
восстановить энергию,
затраченную на этот сложный
умственный процесс.
Впереди – Вторая (математическая) образовательная
сессия, она состоится в
ноябре.