МБОУ СОШ №3 г. Кашина, Тверской области
Фотоколладж - нет поддержки подключаемых модулей

Первая (метапредметная) образовательная сессия 
школьного научного общества "НИКА"
         18 и 19 сентября в школе проходила Первая (метапредметная) образовательная сессия членов школьного научного общества «НИКа».
         Идея проведения образовательных сессий в школе была позаимствована у авторов проекта «Вертикаль», реализованного в ЦО «Измайлово» г.Москвы, в школе №4 г. Мегиона и школе №25 г.Воскресенска. Условия проведения сессий были приведены в соответствие с особенностями нашего школьного коллектива – и учительского, и ученического.
       Главным принципом проекта, давшим название «Вертикаль», является принцип создания разновозрастных групп для коллективной работы. Второй принцип, пришедший от авторов «Вертикали» - соревновательность. Первая образовательная сессия представляет собой конкурс рефератов. Третий принцип отражает проектный характер работы – принцип новизны создаваемого продукта.
       На первом организационном собрании члены научного общества получили информацию о содержании работы и о том, с кем из учителей можно эту работу осуществить. Группы учителей были определены заранее. Ученики записались в группу тех преподавателей, с которыми им хотелось бы работать. Однако получившийся список страдал явными перекосами – по возрасту, полу, опыту исследовательской работы ребята не создали равнозначных коллективов. Пришлось вмешаться в процесс и отрегулировать состав групп так, чтобы в каждой были представлены старшие и младшие, новички и опытные исследователи, мальчики и девочки. Списки групп были размещены на стенде научного общества.
        Затем был составлен список рекомендуемых для исследования тем. Они формулировались таким образом, чтобы название не содержало в себе проблемы, но – позволяло бы проблему (и – не одну!) выявить и сформулировать самостоятельно.

Предлагались такие темы:
1. Русские немцы
2. Пейте, дети, молоко!
3. Искусство создания книги
4. Разноцветные моря
5. Свет в доме
6. Кодекс чести рыцарей средневековья
7. Театральная маска
8. Музыкальные династии
9. Родственники Бабы Яги
10. Семь чудес света

       В понедельник, 14 сентября, темы были объявлены, а во вторник каждая группа выбрала ту тему, которая ей показалась наиболее перспективной. Первая группа стала заниматься исследованием молочной темы, вторая – театральными масками, а третья – светом в доме. В среду и четверг (16 и 17 сентября) участники сессии штурмовали библиотеки с целью набрать как можно больше информации по своей теме. Объем запросов на поиск в интернете тоже многократно увеличился.
        И вот – наступила пятница. В 15.00 все участники собрались в кабинете истории на открытие активной фазы сессии. Еще раз проговорили, что значит – исследование, каковы критерии оценки рефератов, кто входит в состав жюри. Сюрпризом для участников стала подготовленная Евгением Батовым и Татьяной Михайловной песня:
Что такое осень? - это школа.
Встречи, радость, грусть, воспоминания.
Школа открывает нам тернистый путь познанья.
Всё серьёзно, а не для прикола.

Что такое школа? - это знанье,
Знанье обо всём, что окружает.
Знание о том, о чем еще никто не знает,
Сможем всё, лишь было бы желание

Осень. Школа. НИКа. Друзья.
Каждый - гений: ты, он и я.
Чтоб в науке слово сказать,
Надо с чего-то начать.
Осень.Школа. Ника. Друзья.
Каждый - гений, ты, он и я.
Прочь унынье, лень и печаль!
Осень - светлая даль.
        Затем – три часа активной работы по группам. В этот день надо было обобщить собранную информацию, выявить проблему, продумать план изложения, и даже - написать основной текст реферата. Трудились все – и вместе, и индивидуально, но – на общий результат. Вот они, юные исследователи:
1 группа - "Пейте, дети, молоко!":
 Игротехники – С.В.Галкина и М.П.Урядченко
Карина Кононова, Дарья Быкова - 7 класс
Оксана Кузнецова Валерия Козликова - 9 класс
Настя Степанова - 6 класс
2 группа - "Театральная маска":
Игротехники - Е.А.Кузнецова, С.В.Шиняева, Н.Б. Дуничева,
Светлана Кожинова - 10 класс
Ксения Федорова - 9 класс
Ксения Грицанова Александр Рагузин, Рафаэль Коневский - 7 класс
Алина Медведева, Надя Новожилова, Ирина Кабанова - 6 класс.
3 группа - "Свет в доме":
Игротехники - Т.М.Голубева, Д.С.Пестова
Илья Игнатенков - 10 класс
Евгения Лебедева - 9 класс
Михаил Тучков - 8 класс
Софья Доманова - 7 класс
Полина Сударикова, Илья Козлов, Ксения Спыну, Виолетта Воронина - 6 класс
   
      Утром в субботу работа продолжилась. За три часа надо было завершить работу над текстом реферата, написать введение и заключение, составить списки источников, оформить титульные листы. Всё это следовало предоставить на суд жюри. А ещё надо было подготовиться к публичной защите своего исследования.
В 12.00 свои места в классе заняли члены жюри: Елена Юрьевна Морозова - ответственный секретарь «Кашинской газеты»; Александр Сергеевич Голубев – историк, Анатолий Александрович Прокудин – физик. Свое решение о лучшем реферате они должны были принять, оценивая работу участников по таким критериям:
 1. Соответствие содержания реферата его теме
 2. Соблюдение требований к оформлению реферата
 3. Формулировка проблемы
 4. Новизна содержания
 5. Количество источников
 6. Уровень представления результатов
     
      Лучшим рефератом стало исследование первой группы – «Пейте, дети, молоко!» (29 баллов). Была проделана огромная и разнообразная работа: проведен опрос среди учеников школы, подобраны статистические данные, найдены химические характеристики молока и даже подобраны видеоряд и музыка для презентации. Проблема заключалась в том, чтобы разобраться – какое молоко полезнее всего для детей? Оказалось, что – козье.
      Две другие команды получили по 28 баллов. Тема «Театральная маска» была рассмотрена с точки зрения совпадения типов масок и архетипов театральных пьес. В защите серьезные теоретические выкладки и многочисленные литературные примеры были смягчены реальными масками, изготовленными членами этой группы.
      Третья группа попыталась понять, какой из выделенных ею семи этапов в развитии искусственного освещения можно считать революционным? Были определены четыре критерия оценки, и анализ каждого этапа показал, что принципиально новым стало освещение дома только с момента появления электричества.
Жюри вручило всем участникам сертификаты, победителям – грамоты и шоколад, чтобы восстановить энергию, затраченную на этот сложный умственный процесс.
     Впереди – Вторая (математическая) образовательная сессия, она состоится в ноябре.
Т.М.Голубева
Фото Д.Соколова и В.Козликовой

 
  Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

ssf79  2011-2015