17 – 22 октября в школе
проходила первая в этом году (а
всего – четвёртая)
образовательная сессия. На этот
раз собрались ведущие историки
школы для того, чтобы обсудить
вопросы, связанные с временем
правления Ивана IV Грозного.
На первом этапе игры участники,
объединившись в четыре группы,
под руководством
учителей-игротехников собирали
информацию о времени
царствования Ивана Грозного:
каждая группа – по своему
разделу. Первая группа (игротехники
М.П.Урядченко и Д.С.Пестова)
разрабатывала тему
взаимоотношений царя и
государства, вторая (игротехники
Н.Н.Момзина и Е.В.Ковалёва) –
сосредоточилась на проблеме
«Царь – церковь», вопросы
внешней политики интересовали
третью группу (игротехники
С.В.Шиняева и А.В.Калашникова),
направлением работы четвёртой
группы (игротехник –
Т.М.Голубева) стало исследование
взаимовлияния царя и культуры.
Материал собирали четыре дня
(вторник-пятница), и результатом
работы на первом этапе стала
хронологическая таблица («линия
времени») в кабинете истории.
21 октября, в пятницу, собрались на
большой перемене и определили
ключевую дату – 1564 год, по
которой каждая группа получила
текст исторического источника
для анализа.
1 группа – «Благочестивого великого государя царя и великого князя всея
Руси Иоанна Васильевича послание
во все его великой России
государство против
крестопреступников, князя Андрея
Михайловича Курбского с
товарищами, об их измене»
2 группа - «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита
всея Руси» (Афанасий)
3 группа - копия с письма, присланного литовским гетманом в Варшаву, на
имя пана Радивила, 3-го февраля,
1564 г
4 группа - Послесловие к «Апостолу» 1564 год
22 октября, в субботу, в 12.00 вновь
собрались все вместе, чтобы
прослушать установочную лекции.
Содержание её было связано с
объяснением смысла дальней шей
работы. Современные события
очень часто требуют от
гражданина сознательного
отношения к происходящему. Такое
сознательное отношение
предполагает, что человек не
просто принимает полученную с
«экрана общественного сознания»
информацию, размещенную там
историками, представителями СМИ,
политиками, но и обдумывает эту
информацию, имеет о ней
собственную точку зрения,
основанную на личной
сознательной работе с
источниками. Особенно актуальна
такая схема, если речь идет об
оценке исторического деятеля. 14
октября в Орле открыли памятник
Ивану Грозному, 4 ноября (в день
народного единства)
предполагается открытие
памятника ему же в Александрове.
Известно, что на памятнике
1000-летию России в Новгороде
нет фигуры Ивана Грозного. Как
относиться к такой волне
возвеличивания этого царя? Кто
он – кровавый тиран или царь –
святой? Чтобы ответить на эти
вопросы, ребята под руководством
игротехников анализировали
исторические источники и,
связывая темы и время «до» и
«после», создавали стендовый
доклад.
Работа продолжалась до 16.00. Именно в это
время свои места заняли члены
жюри:
1. С.В.Галкина – директор школы и Президент ШНО «НИКа»
2. А.С.Голубев – историк
3. Е.Культякова – выпускница 2011 года, юрист
4. Ю.Курусин – выпускник 2009 года, работник завода ЭАП
5. Е.Золотова – выпускница 2016 года, медалистка
Стендовые доклады анализировались
членами жюри по следующим
критериям:
1. Наличие чёткого ответа на вопрос: надо ли в нашей стране ставить
памятник Ивану Грозному?
2. Основой доклада должен быть анализ исторического источника
3. В докладе должна быть связь с предыдущими и последующими событиями
предложенной линии
(причины-следствия)
4. В докладе использована информация, собранная другими группами
5. В докладе используются неожиданные логические построения, выводы
6. Доклад является результатом работы всех членов команды
7. Высокое качество оформления стенда - такое, чтобы смысл доклада был бы
читаем без устного выступления
Каждое сообщение вызывало большой интерес у
аудитории.
Первая группа, использовав понятие
«Византийской триады»,
проанализировала источник, в
котором сам царь говорит о
принципах своего правления.
Прибегнув к приёму работы с
двумя сторонами листа, ребята
пришли к выводу, что ставить
памятник Ивану Грозному можно
только в государстве, где
устанавливается тоталитарный
режим. Россия – демократическое
государство, поэтому памятник
тирану ставить у нас не следует.
Ребята из второй группы пришли к
такому же выводу, но они в своей
работе опирались не столько на
исторический источник, сколько
на последние достижения
кинематографии – фильм П.
Лунгина «Царь».
Третья группа представила чёткий,
яркий доклад с тщательно
выполненным плакатом. Анализируя
источник о первом поражении
России в Ливонской войне – о
битве при реке Уле, ребята
пришли к выводу, что причиной
столь сокрушительного поражения
при явном численном
превосходстве русских могла
стать информация о бегстве
Курбского, резкое падение
победоносного духа русского
войска, что явилось следствием
опалы царя по отношению к членам
Избранной рады. Вердикт этой
группы совпал с решением
предыдущих: не за что ставить
памятник Ивану IV.
И четвёртая группа согласилась с этим
выводом. Разбирая содержание
послесловия к первой русской
печатной книге – «Апостолу»,
написанное Иваном Фёдоровым,
ребята поняли, что такое
революционное по значимости
событие, как начало
книгопечатания, произошло в
нашей стране по инициативе царя.
Однако, разобравшись в биографии
Ивана Фёдорова, исследователи
сделали вывод, что это событие
не стало началом бурного
расцвета распространения книжной
культуры: первопечатник бежал во
Львов, и ещё долгие годы
потребность в книгах
удовлетворяли
монахи-переписчики.
Конечно, в каждой группе шли жаркие
споры, потому что были и
сторонники установки памятника
Ивану Грозному «просто как
историческому деятелю». Отрадно,
однако, что большинство
понимает: памятник – место
публичного поклонения, а
поклоняться тирану в
демократическом государстве по
меньшей мере странно.
По решению жюри больше всего баллов
получила команда №4 (царь –
культура).
Результат игры в словах – каждый
участник почувствовал себя
самостоятельно мыслящей,
способной к анализу личностью.
Установочная лекция |
Работает 1 группа |
Работает 2 группа |
Работает 3 группа |
Работает 4 группа |
Жюри |
Выступает 1 группа |
Выступает 2 группа |
Выступает 3 группа |
Выступает 4 группа |
Схема установочной
лекции |
Стендовые доклады |
|