2 декабря 2017 года
(суббота), в 11.00, в МБОУ СОШ
№3 города Кашина начала работу
девятая муниципальная
историческая образовательная
сессия. В ней приняли участие 38
старшеклассников и 14 учителей.
В число учеников нашей школы
органично влились ребята из
школы №1. Учителя нашей школы
выступали в роли игротехников, а
преподаватели из МБОУ
Пестриковской СОШ и МБОУ СОШ №1,
получив официальный статус
гостя, активно участвовали в
организации работы своих групп.
Сессия называлась «Образ
революции» и должна была помочь
решить вопрос о сущности
исторического знания.
В первую очередь участники познакомились с
выводами русского философа
А.Ф.Лосева о трёх уровнях
исторического знания, изложенных
в его исследовании «Диалектика
мифа». (см.
Приложение 1 и
Презентацию) Затем была
представлена информация об одном
из фильмов, показанных по
телевидению в юбилейные дни,
связанные со столетием русской
революции. Для работы был выбран
фильм В. Хотиненко «Демон
революции», привлекший
известностью опытного режиссера
и звездным составом актеров.
Предстояло понять, чем является
фильм - образом (художественное
освоение действительности) или
версией (научное освоение
действительности)? Участники
были поделены на четыре группы,
каждая из которых отвечала на
поставленный вопрос через образ
своего героя: А.Л. Парвус
(Гельфанд), Н.К.Крупская,
В.И.Ленин (Ульянов), И.Ф.Арманд.
За час группы подготовили
выступления для пленарного
заседания. Ребята под
руководством Н.Н. Момзиной,
Д.С.Пестовой и В.А.Чапурина
решили, что создателями фильма
был создан художественный образ
И.Ф.Арманд. К такому же выводу
пришли и ученики, работой
которых руководили
Е.А.Кузнецова, С.В. Шиняева и
Д.В.Московский, только
заключение о художественности
произведения Хотиненко они
сделали, рассматривая образ
В.И.Ленина. А вот в группе Т.М.
Голубевой, О.В.Мицкевич,
Е.В.Ковалевой, А.Ю.Чистовой
посчитали, что авторы фильма
только в одном случае отступили
от исторической правды, и
Н.К.Крупская – фигура в фильме
сугубо историческая, без намека
на художественное обобщение и
восприятие. Ребята из группы,
где игротехниками были М.П.
Урядченко, С.В. Пегасова, Н.Б.
Дуничева, А.В. Меркушова,
изучали образ А.Л. Парвуса. Они
заметили довольно много
расхождений между историческими
реалиями и теми фактами, которые
были показаны в фильме. Но
образом назвать созданный
Ф.Бондарчуком портрет героя всё
же не решились. Все с интересом
выслушали коллег, задавали
вопросы, а затем поспешили
прейти к следующему слою
исторического знания –
историческому мифу.
Следующие два часа – напряженная работа по
созданию собственного образа
революции. Его следовало
выразить словами в притче и
театральным действом в
перформансе. (словарь –
в Приложении 3) Школа
наполнилась дамами в шляпках и
революционерками в красных
косынках, то и дело можно было
наткнуться на шагающий строем
вооруженный отряд восставших,
мелькали лозунги, знамена, и
просто что-то красное… Революция
готова была свершиться…
Две группы в итоговом выступлении
подчеркнули двойственность
оценок революционных событий:
темные и светлые силы разрывали
на части маленького человека,
лозунги объединяли тех, кто
прежде принадлежал разным мирам.
С необходимостью выбора
столкнулись и женщины,
проходящие через арку – символ
рождения нового мира. С
восторгом уже сплотившееся
сообщество восприняло версию
революции, пламя которой
разгоралось и от денег, и от
листовок, и от газет, и от
лозунгов, а затем, вырвавшись на
свободу, и уже не подчиняясь
своим создателям,
распространилось по миру.
Жюри состояло из историков –
профессионалов. Анна Петровна
Малова – ныне возглавляет
Кашинский краеведческий музей, а
прежде училась в нашей школе, а
затем закончила исторический
факультет ТвГУ; Павел Гаврилов –
студент того же факультета,
выпускник нашей школы. В
соответствии с инструкцией они
присутствовали не только на
итоговых выступлениях, но и
наблюдали за работой групп.
Группы были признаны
Самыми-самыми:
- артистичными – группа под
руководством Е.А. Кузнецовой,
С.В. Шиняевой и Д.В.Московского;
- интеллектуальными – группа под
руководством М.П. Урядченко,
С.В. Пегасовой, Н.Б. Дуничевой,
А.В. Меркушовой;
- дружными - группа под
руководством Т.М. Голубевой,
О.В. Мицкевич, Е.В. Ковалевой,
А.Ю.Чистовой;
- организованными - группа под
руководством Н.Н. Момзиной, Д.С.
Пестовой и В.А. Чапурина.
Директор школы, С.В. Галкина вручила всем
сертификаты участников и
наградила ребят, которых жюри
признало самыми яркими в каждой
группе.
Завершилась сессия традиционной
общей фотографией.