В субботу, 28 января, в
школе прошла седьмая
образовательная
(естественнонаучная) сессия. Она
представляла собою учебную игру,
направленную на понимание
научных текстов. Для анализа
было выбрано исследование
М.В.Ломоносова «
Размышления
о причине теплоты и холода»
27 учеников и 8 учителей-игротехников разделились
на четыре группы: (
см.
презентацию «Игра»)
- «Биологи» - группа под руководством Е.А.Рожковой и Т.В.Тимофеевой
- «Физики» - группа под руководством Т.А. Сочковой и С.Ф.Сивачева
- «Химики» - группа под руководством О.А.Ефимовой и Е.В.Соколовой
- «Наблюдатели-аналитики» - группа под руководством Л.А.Удаловой и М.П.
Урядченко.
Работа с текстом состояла из двух этапов.
Первый – проникновение в
сущностное содержание текста
через его «сворачивание»,
создание схемы и формулировку
«толстых» и «тонких» вопросов к
нему. Второй – анализ текста,
его «разворачивание» на
современном предметном
материале.
По традиции, сформировавшейся во
время проведения предыдущих
шести сессий, все началось с
лекции о М.В.Ломоносове, и с
сюрприза-натюрморта, состоявшего
из Очень горячего чая и Очень
холодной воды. Манипуляции с
этими объектами соответствовали
последней фразе текста
«Вследствие этого, когда тело А
прикосновением нагревает тело В,
то само оно охлаждается». (см.
презентацию «Игра»)
Двух часов, отведенных группам для подготовки
выступления, оказалось
недостаточно, пришлось добавить
еще полчаса. Результаты того
стоили! Схемы – самые разные –
содержали всё, что имелось в
«сжатом» до половины странички
(из первоначальных четырех)
тексте М.В.Ломоносова. Главными
понятиями стали «Теплота»,
«Материя», «Частицы»,
«Движение». Физики были
подробны, химики – наглядны,
биологи – кратки. (см. фото)
Состязание в вопросах вызвало
затруднения скорее у группы
аналитиков – трудно было
фиксировать информацию по этому
этапу из-за отсутствия механизма
оценки вопросов. Зато аналитики
сумели проанализировать работу
каждого члена группы, и работу
каждой группы, пользуясь методом
наблюдения. Когда предметные
группы разошлись для подготовки
к финальному выступлению, итоги
наблюдения были оформлены в виде
диаграмм, а выступления групп на
первом этапе было оценено в
баллах. (см.
презентацию «Игра»)
Собравшиеся на общее итоговое заседание на
предметном, наглядно
представленном материале
убедились, что наука со времен
М.В.Ломоносова не стояла на
месте, что выводы великого
ученого могут быть ныне
исправлены и дополнены. Как
выразился один из лучших
участников игры – Никита Романов
– «произошла смена научной
парадигмы». Мы наблюдали розовый
шлейф в мензурке, пузырьки
воздуха в пробирках при
растворении мрамора, поведение
разных металлических пластин при
нагревании, ужасные последствия
перегревания и переохлаждения
человеческого тела, и –
становились частью сообщества с
единой очень высокой
температурой познавательного
интереса. Это новое единство –
естественнонаучная элита нашего
школьного сообщества, получив
награды и сертификаты, не смогло
разойтись, не зафиксировав на
общей фотографии свои довольные,
озаренные светом знания лица.
(см. фото)
Следующая образовательная сессия в нашей
школе состоится в марте. На неё
мы пригласим коллег из школ
района. Тема – «Проектирование
рекламной кампании».