|
Концепция УМК
"Перспективная начальная школа"
Характеристика ведущих идей проекта
"Перспективная начальная школа"
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной
системы обучения «Перспективная начальная школа»
соотнесены с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее
Стандарт).
В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который
предполагает:
– воспитание качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества на основе
уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава российского
общества;
– ориентацию на результаты образования как
системнообразующий компонент Стандарта, где
развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий (УУД),
познания и освоения окружающего мира составляет
цель и основной результат образования;
– гарантированность достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной
программы начального образования;
– признание решающей роли содержания
образования, способов организации
образовательного процесса и взаимодействия
участников образовательного процесса в
достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
– обеспечение преемственности дошкольного,
начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
– учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности
и форм общения для определения целей образования
и воспитания и путей их достижения;
– разнообразие организационных форм и учет
индивидуальных особенностей каждого обучающегося
(включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности (см.
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2010, с. 4).
Все вышеперечисленные положения нашли свое
развитие в дидактических принципах развивающей
личностно-ориентированной системе обучения
«Перспективная начальная школа» и в типических
свойствах учебно-методического комплекта (УМК),
реализующего эту систему.
Основные задачи начального общего образования:
развитие личности школьника, его творческих
способностей, интереса к учению, формирование
желания и умения учиться; воспитание
нравственных и эстетических чувств,
эмоционально-ценностного позитивного отношения к
себе и окружающим.
Решение этих задач возможно, если исходить
из гуманистического убеждения, опирающегося на
данные педагогической психологии: все дети
способны успешно учиться в начальной школе, если
создать для них необходимые условия. И одно из
этих условий — личностно-ориентированный подход
к ребенку с опорой на его жизненный опыт.
Предлагаемый учебно-методический комплект (УМК)
«Перспективная начальная школа» исходит из того,
что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но
также и тот образ мира, который определяется его
укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ
ребенка (адресата УМК), который важно учитывать,
— это не только опыт городской жизни с развитой
инфраструктурой, разнообразными источниками
информации, но и опыт сельской жизни — с
естественно-природным ритмом жизни, сохранением
целостной картины мира, удаленностью от крупных
культурных объектов. Младший школьник, живущий в
селе, должен чувствовать, что тот мир, который
его окружает, учитывается авторами УМК, что
каждое пособие этого комплекта адресовано лично
ему.
Концепция, которая лежит в основе создания
комплекта учебников для 1–4-го классов,
безусловно, не могла бы появиться без обобщения
опыта функционирования тех комплектов, которые
сегодня популярны и результативны в начальной
школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по
развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б.
Эльконина—В.В. Давыдова, комплект учебников
«Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф.
Виноградовой, комплект учебников «Гармония».
Только с учетом сильных сторон всех направлений
стала возможна разработка концепции УМК
«Перспективная начальная школа» и создание
нового учебно-методического комплекта.
Основная идея УМК «Перспективная начальная
школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на
основе педагогической поддержки его
индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях
специально организованной учебной деятельности,
где ученик выступает то в роли обучаемого, то в
роли обучающего, то в роли организатора учебной
ситуации.
Педагогическая поддержка индивидуальности
ребенка при обучении выводит на первый план
проблему соотношения обучения и развития.
Система заданий разного уровня трудности,
сочетание индивидуальной учебной деятельности
ребенка с его работой в малых группах и участием
в клубной работе позволяют обеспечить условия,
при которых обучение идет впереди развития, т.
е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на
основе учета уровня его актуального развития и
личных интересов. То, что ученик не может
выполнить индивидуально, он может сделать с
помощью соседа по парте или в малой группе. А
то, что представляет сложность для конкретной
малой группы, становится доступным пониманию в
процессе коллективной деятельности. Высокая
степень дифференциации вопросов и заданий и их
количество позволяют младшему школьнику работать
в условиях своего актуального развития и создают
возможности его индивидуального продвижения.
|
Приказ об утверждении основной образовательной
программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального
общего образования на период 2011 - 2015 г.
Портфолио 1 класс
Положение о портфолио
- карте личных достижений учащихся начальной
школы
Внеурочная деятельность в первых классах
В кабинетах первых классов (фото)
|