...... | ||
![]() |
МБОУ
СОШ №3 . г. Кашина Тверской области |
![]() |
. | ||
![]() ![]() Программа краеведение ____________________________________________________________________________________________________________ Ученые-социологи зафиксировали повышение в последнее десятилетие интереса к изучению родного края. Это проявляется и в участившихся публикациях на эту тему в прессе, и в создании краеведческих обществ, и в объявлении многочисленных конкурсов, посвященных «малой родине». Школа никогда не отказывалась от региональной составляющей комплекса знаний и общественных умений ученика, так как очевидна эффективность краеведческого принципа обучения: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему, от близкого к далекому. Поэтому реакция образовательных учреждений на всплеск общественного интереса к проблемам места, где живешь, выражается не во включении краеведческого материала в школьные курсы, а в систематизации этого материала. Процесс регионализации школьного обучения и воспитания предполагает не количественные, а качественные изменения: многочисленным, но разрозненным примерам использования краеведческого материала на уроках и во внеурочное время следует противопоставить программу, в которой эти воздействия будут сконцентрированы и структурированы. Предлагаемая программа состоит из двух макро-блоков: учебная и внеучебная деятельность. Первый блок систематизирован традиционно: по возрастным группам (а внутри них – по классам), и по циклам знаний (а внутри них – по предметам). Второй блок делится на школьную (классные руководители, библиотека, школьный музей) и внешкольную (семья, учреждения культуры города и района) работу. Цель краеведческого образования – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (город, деревня, область), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности. Пути достижения этой цели зависят прежде всего от возраста ученика; даже содержание понятия «край» меняется при переходе от одного звена к другому: - для начальной школы – это улица, микрорайон, город; - для основной школы – район и область; - для старшеклассников – регион рядом и в сравнении с другими. «Край» как объект изучения – это не просто территория, но и природная среда, материальная и духовная культура, социум и отдельные люди – личности. Эти природные и общественные явления изучаются школьниками всех возрастов, но в объемах, доступных детям, и с помощью методов, характерных для конкретных наук. Таким образом, в соответствии с возрастными познавательными возможностями детей, цели предлагаемой программы могут быть конкретизированы так: начальная школа – способствовать осознанию ребенком важности окружающего его микромира; основная школа – помочь детям овладеть знаниями о природе, культуре родного края в контексте отечественной истории и культуры, в контексте знаний о природе вообще; средняя школа – углубить знания о крае, научить применять приобретенные знания на практике. Внеклассная и внешкольная работа выполняет не только обслуживающие функции (способствует большей успешности в приобретении названных знаний и навыков), но и имеет собственную, чрезвычайно важную цель: помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды региона, осуществлять связь микромира ребенка с этой средой
_____________________________________________________________________________________________________________ Скачать полный текст |
Исследовательская деятельность Школьный музей Движение "Под княжеским стягом" Из истории Об открытии памятного знака в Кашине Под княжеским стягом Поход-2009 Кашин-Александров Поход-2009 Кашин-Городня Краеведческая практика - отчет 2010 |
|
|
||